ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР |
ПРЕДСТАВЛЯЕМ МЕТОДИКУ |
||
обусловлена дополнительными, не связанными непосредственно с результативностью системы, факторами. Дополнительным важным показателем является степень консолидированности оценок. На большинстве предприятий стратификация общих оценок элементов системы менеджмента выявляет их неоднородность по полу, возрасту, стажу работы, отдельным подразделениям и т.д. Важным показателем развитости системы менеджмента является характеристика связей между отдельными элементами, которая применительно к данной методике может быть получена с помощью вычисления коэффициентов корреляции. Типичная структура
|
восприятия взаимосвязей элементов системы сотрудниками предприятия приведена на рис.3. Степень развитости СМ в данном случае характеризуют полнота связей и структурное ядро системы. Для большинства предприятий, приступающих к разработке СМ, характерны достаточно слабые уровни связей между отдельными элементами, часть которых воспринимается персоналом как изолированные. При этом к последним часто относятся такие элементы, как «система распределения полномочий и ответственности» и «система информирования о планах и результатах деятельности». Центральное место в СМ обычно занимают такие элементы, как «отношение со стороны руководства» и «отношения в коллективе». Это означает: менеджмент предприятия подчинен психологическим обстоятельствам, что создает в перспективе хорошую основу для сопротивления изменениям, в том числе и при внедрении СМК. В процесс выполнения проекта по разработке СМ стараются привлечь всех руководителей служб и подразделений, а также ведущих специалистов. Их деятельность в соответствии с программой проекта включает как минимум участие в:
Как на стадии планирования, так и на стадии реализации проекта по разработке СМ вовлеченность основной массы руководителей и специалистов обеспечивается целенаправленными усилиями консультантов. Условным недостатком такого подхода является относительно большая продолжительность проекта (обычно от 9 до 14 месяцев). Основное время при этом затрачивается именно на обеспечение вовлеченности персонала. Описываемая методика оценки степени развитости СМ позволяет, в том числе, оценить и результативность проектов по разработке, внедрению и подготовке СМ к сертификации. Типичная картина распределения оценок основных элементов СМ на завершающих этапах ее разработки и внедрения приведена на рис. 4. Как видно, она характеризуется общим сдвигом оценок основных элементов СМ в сторону положительных значений. Таким образом, широкое вовлечение сотрудников в процесс разработки СМ приводит к изменениям показателей структуры их удовлетворенности работой в организации. |
|||
36 |
МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА 12'2006 |